что мешает развитиюспутникового позиционирования в Украине

ТатьянаПыхтина,
специалист по  маркетинговым коммуникациям
ООО «Технологии безопасности» (г.Киев)

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сегодня уже мало кому нужно объяснять, что такоеGPS (Global Positioning System). Любой студент технического ВУЗа знает, что это системаглобального определения координат объектов с использованием искусственных спутников Земли. При этом наобъектах устанавливаются приборы, которые получают сигналы от навигационных спутников и преобразуют их вгеографические координаты, в свою очередь, никакие сигналы с Земли на спутники не передаются. Данные  по различным каналам связи поступают в центр обработки и анализа информации, где на цифровойкарте эти координаты и отображаются в более или менее реальном масштабе времени…

Современные центры обработки и анализа информации способны одновременнообслуживать несколько тысяч движущихся объектов, осуществляя получение, обработку и хранение полученнойинформации. Системы, построенные на технологии GPS,  не только обеспечивают реальную охрану транспортныхсредств, но и способны решать широкий круг задач, связанных с диспетчеризацией (это касается такси, городскогопассажирского транспорта, международных грузовых перевозок, скорой помощи, банковского транспорта, различныхтехнических служб и т.д.). Столь широкий спектр применения обуславливается способностью систем контролироватьмаршруты движения, определенные заказчиком, и своевременно сообщать об их изменении, а также обрабатыватьинформацию, поступающую от различных датчиков и оконечных устройств (охранные системы, расход топлива,телекамера, диктофон и пр.). Как следствие, исключается нерациональное использование рабочего времениперсоналом и, в целом, повышаются производственная дисциплина и ответственность сотрудников, а такжеповышается безопасность перевозок  и уменьшаются (значительно) эксплуатационные затраты.
Об общихпринципах работы охранных систем, построенных на основе GPS, рассказывалось в F+S # 3/2003.После ознакомления с опубликованным материалом у многих читателей складывалось впечатление, что Украину всамом ближайшем времени ожидает бум развития подобных систем. Однако этого пока не произошло. Чтобыразобраться в ситуации, F+S провел «круглый стол» на тему «Состояниеи перспективы развития охранных систем, основанных на технологии GPS». В обсуждении проблемы принялиучастие: Евгений Коржов, генеральный директор фирмы «Текон» (г. Киев),Владимир Коваленко, генеральный директор Агентства экономической безопасности«Галактика» (г. Львов), Сергей Лушкин, генеральный директор компании«БРАВО» (г. Одесса), и Степан Сущенко, исполнительный директор корпорации«ОМиТех-Украина» (г. Киев). Наиболее, по мнению F+S, показательные моментыобсуждения были зафиксированы на бумаге…

Прогнозируетсяизменение цены на «клиентское» оборудование GPS
до  350-400 у. е.
и абонентской платы — до 25 грн.в месяц

F+S: Уважаемые господа! Вас можносмело назвать пионерами в области применения технологий GPS в Украине. Как, на ваш взгляд, развивается этотпроцесс? Наверняка, у вас были и оптимистические, и пессимистические сценарии…
Е. Коржов
: Говоря овнедрении технологий GPS, следует разделять две составляющие. Первая — это разработки, тестирования, испытания(все, что касается работы инженеров), а вторая — непосредственно широкое внедрение, т. е., коммерческоеиспользование (это прерогатива маркетологов). Относительно первой составляющей у нас все в порядке: буквальновсе новинки и техники и технологий, которые могут быть использованы в системах спутникового позиционирования,проходят в Украине тестирование и испытания, по ним даются компетентные заключения. А коммерческоеиспользование развивается не так хорошо, как бы того хотелось. И причины банальны: высокая стоимостьоборудования  и дорогой трафик.

ЕвгенийКоржов:
«Буквально все новинки и техники
и технологий, которые могут бытьиспользованы
в системах спутникового позиционирования,
проходят в Украине тестирование ииспытания»


В. Коваленко:Пока технологии развиваются, вопросы коммерческого использования  во главу угла и не ставятся. Я,например, знаю одну чешскую фирму, в которой целых три года только набирали клиентов, а вся система заработалалет через пять. Здесь, как и в любом деле, нужны настойчивость и упорство. Да, пока финансовые результаты умногих фирм не блестящие, но на это есть свои объективные причины: согласитесь, мало кто в Украине может себепозволить купить оборудование почти за тысячу долларов.
Еще один существенный аспект — низкая активность вэтом направлении киевских охранных фирм. Зачастую слышишь от потенциального заказчика вопрос: «А почему Киевэтим не занимается?»  Народ привык, что «царь» где-то есть… А раз Киев не интересуется, значит, системаущербная. И это при том, что киевские фирмы уверенно входят на рынок областных центров, поскольку вопросохраны многих объектов решается именно в столице…
F+S: И тенденция снижения цены ненаблюдается?
С. Сущенко:
В скором времени на рынке ожидается появление готового интегрированногоизделия для GPS, использующей в качестве технологии передачи данных Trank. Данное изделие будет стоить порядка350-400 у.е., а абонплата не будет превышать 25 грн. в месяц.
Причина столь резкого падения ценызаключается в окончании разработки специальной радиостанции (кстати, это совместный украинско-американскийпроект), изначально ориентированной на передачу данных. Она имеет стандартный разъем RS-232, полностьюзакрытый силуминовый герметичный корпус с разъемом для подключения внешнего источника питания. Примечательно,что к ней можно подключать не только отдельные датчики, но и ПК для передачи как статусных сообщений,так  и больших массивов информации со скоростью 125 кбит/с. Радиостанция  будет производиться вУкраине и, соответственно, стоить не так уж и дорого.
С. Лушкин: Говоря о снижении цены,нельзя обойти вниманием страховые кампании.  Давайте просто подсчитаем: КАСКО страховка обойдется клиентув 5-10% от стоимости автомобиля в год. Если взять, к примеру, авто стоимостью $20.000, то ежегодный страховойплатеж составит $1400 (7%), или $117 в месяц. А стоимость наблюдения за состоянием автомобиля через GPS можетсоставить $30-50 в месяц, в зависимости от заказанных функций и услуг. Конечно, есть еще стоимость бортовогомодуля и установки его в автомобиль, но это — разовые платежи. И бортовой комплект может быть переставлен надругую машину, если клиент приобрел новое авто. Так что, в некоторых случаях можно сказать, что застраховатьавтомобиль дороже, чем пользоваться услугами систем наблюдения через GPS.
Согласен, что не совсем корректносравнивать между собой выгоду от КАСКО и выгоду от пользования GPS. КАСКО страховка дает больше, чем тольковозмещение в случае угона автомобиля, но и системы мониторинга подвижных объектов не только разыскиваютугнанный автомобиль, но и могут сигнализировать время и место аварии, срабатывание датчиков подушекбезопасности и многое другое. Часто хозяева машины привыкают именно к своему «любимцу». И дело здесь не всумме компенсации его стоимости при угоне. Зачастую так, что в автомобиль  вложено не только многовремени и денег, но и «душа». Это навесное и специальное оборудование, различный тюнинг, индивидуальныйхарактер автомобиля, а, следовательно, владельца больше интересует именно автомобиль, а не денежные средствана покупку нового.
Поэтому, наилучший вариант для потребителя использовать единый комплекс услуг истраховой компании и центра мониторинга. К тому же, страховые компании идут на дополнительные скидки, еслиавтомобиль оборудуется активными средствами защиты и наблюдения. Такие скидки могут покрыть и часть расходовна пользование системой мониторинга.

Только в случае тревоги (и по согласованию с клиентом)
информация об объекте с указаниемкоординат
может быть предоставлена дежурному охранной фирмы или УВД,
службе безопасности, страховойкомпании,
или любому лицу по указанию клиента


В. Коваленко: И в нашем регионе страховые кампаниинаконец-то начали проявлять активность в этом направлении (не хотелось бы говорить, но этому предшествовали 4угона престижных иномарок в течение месяца). Теперь некоторые страховые кампании при заключении договора наполное КАСКО предоставляют владельцам автотранспорта 50% скидку при закупке оборудования GPS. Некоторыестраховщики готовы сами покупать изделия и ставить их у клиента.

Владимир Коваленко:
«Пока технологииразвиваются,
вопросы коммерческого использования
во главу угла и не ставятся…
Здесь, как и в любомделе,
нужны настойчивость и упорство»


F+S: Господа, а каким образом влияет на  привлекательность системы, с точкизрения клиента, использование того или иного канала передачи данных?
Е. Коржов:Вы знаете, что существуют различные каналы передачи данных.  На сегодняшний день наиболеевостребованными являются все-таки GSM и Trank. Причем, в GSM, в основном, используют возможности SMS, в товремя как сервис GPRS еще остается в разряде «экзотических». Причина этого, я думаю, в позиции руководствакрупных операторов мобильной связи. Сравните, стоимость информации, передаваемой в рамках услуги GPRS, во всеммире составляет около $1-2 за Мегабайт (тестируя такую систему круглосуточно целый месяц в Киеве, я за трафикзаплатил 25 грн.!), тогда как стоимость SMS-сообщений гораздо выше. По этой причине клиенты некоторых охранныхфирм  сами идут на то, чтобы максимально уменьшить количество тестовых сигналов.

СтепанСущенко:
«Нельзя списывать со счетов транкинговую связь,
а напротив, увеличиватьпокрытие по Украине
за счет установки системы ретрансляторов»


С. Сущенко: Тут также встаетвопрос точности. Часто заказчик хочет, чтобы его местоположение определялось с точностью до 10 м. Но для этоготранзакции (сеанс связи «автомобиль — пульт охраны». — ред.) должны проводится, как минимум, каждые 3-5 сек. Аклиент очень болезненно реагирует, когда ему выставляют большие счета за большой трафик. Поэтому, по мнениюмногих специалистов, нельзя списывать со счетов транкинговую связь, а напротив, увеличивать покрытие поУкраине за счет установки системы ретрансляторов.
С. Лушкин: Мне приходилось слышатьточку зрения, что раз канал передачи информации от автомобиля на пульт незащищен, то  его можно легкоподавить. Но ведь подавить можно любые радиосигналы, вплоть до милицейских каналов и телевизоров в соседнемдоме! Про это должен знать потребитель! Также следует учесть, что по разным источникам,
60-70% угоновпроисходят путем разбойного нападения на водителя, и только 30-40% с использованием вскрытия сигнализации. Ине всегда сигнализация вскрывается с применением устройств радиоподавления. Зачастую их используют на оченькороткое время (только в сам момент отключения сигнализации), но система позиционирования, даже не имея связи,будет протоколировать все события и передвижения, и как только подавление будет отключено,  она свяжетсяс ближайшей сотой и  отправит весь пакет информации оператору вплоть до последних координат.
Крометого, есть способы противостоять и глушению радиосигналов. Каждый оператор рынка вправе самостоятельно решать,как это делать. Приведу один пример. Если постоянно отправлять запросы контролируемому объекту, при этомизвестно, что его последнее местоположение — точно в зоне действия радиосвязи, то отсутствие ответа сигнализирует о тревожной ситуации. Да, этот режим дороже, но с применением GPRS технологий — вполнереальный.
F+S: Возможно, некоторые причины «непонимания» клиентов следует искать вменталитете...
С. Лушкин:
Некоторые клиенты аргументируют это тем, что, дескать, в охранной фирмевсегда будут знать, где находится мой автомобиль, и могут сдать информацию злоумышленникам. Но ведь ужесуществуют независимые центры мониторинга! Не при охранной фирме, не при страховой компании, не при милиции, ав виде отдельной организационной структуры. У независимого центра нет никакой заинтересованности в «улучшениипоказателей» — это всего лишь центр обработки и передачи информации.
И только в случае тревоги (и посогласованию с клиентом) информация об объекте с указанием координат может быть предоставлена дежурномуохранной фирмы, службе безопасности, страховой компании, дежурному УВД или любому лицу по указанию клиента ит. д. Тем более, что никто и не следит за передвижением авто в обычном режиме! Исключительно в тревожнойситуации (срабатывание сигнализации, вскрытие дверей, отключение питания, нажатие скрытой кнопки «SOS» принападении и т. д.) включается режим постоянного наблюдения объекта с определением его местоположения черезочень короткие промежутки времени.
Во всяком случае, на решение потребителя (кому доверитьконфиденциальную информацию) могут повлиять репутация и история компании. Тем более, что с таким выборомклиенту сейчас приходится сталкиваться постоянно, хотя о нем он порой и не задумывается.
Кроме того,интересующую злоумышленников информацию можно получить неофициально в том же МРЭО, чем они нередко ипользуются. В частной же компании к защите информации относятся более серьезно и тщательно, ведь это не толькоее репутация, но, прежде всего, заработок! Если же задаться целью проследить конкретного человека или машину,то гораздо проще, дешевле и эффективнее осуществлять живое наблюдение!
В. Коваленко:Вроде бы людям все это нужно, НО…  Психология такая: то, говорят, сигнал глушится, то машина вметаллический гараж загоняется… В общем, народ хочет, чтобы продукция стоила 10 у.е., а ее возможности былифеноменальны.
Как-то у одного знакомого бандиты остановили автомобиль с грузом стоимостью около 200.000у.е. Спасло только чудо…. Вы думаете, после этого случая товарищ поставил себе GPS? Нет, говорит, если одинраз обошлось, то и в другой пронесет.
С. Лушкин: Приходится бороться  еще с однимстереотипом. Кое-кто заявляет, что оператор, предоставляющий систему в аренду или информационные услугиконечному потребителю, не несет никакой материальной ответственности в случае невозможности определитьместоположение объекта при угоне транспортного средства.
Простите, но  система достаточно сложная ибазируется на нескольких совершенно различных и независимых технологиях. GPS — система не украинская(американская), и ни одна организация на территории Украины не может взять на себя ответственность за ееработу. GSM — это услуга сотового оператора, сеть может быть перегружена звонками и т. д. И никакойответственности за это сотовый оператор не несет. Поэтому и Центр мониторинга имеет ограниченнуюответственность по работе всей системы и не может возместить никакие материальные убытки конечногопотребителя. Даже милиция не будет нести материальную ответственность за автомобиль клиента. Материальную ответственность может нести только страховая компания. Но Центр мониторинга своей работой можетзначительно снизить риски потерять деньги для страховых компаний и повысить эффективность реагирования милицииили собственной службы безопасности клиента в случае угона или других неправомерных действий третьих лиц.

Вместо эпилога
Подведемитог. Все, что создано человеком, может быть им же разрушено или выведено из строя. Даже сейфы и деньги впервоклассном западном банке не защищены от банального налета. Вы можете круглосуточно держать на заднемсиденье своего джипа двух автоматчиков в бронежилетах (дорого и престижно), но если кому-то очень понадобится,они найдут средства на «броневик» или танк, чтобы их обезвредить. Поэтому всегда ищется компромисс междуэффективностью системы безопасности и стоимостью ее создания и эксплуатации. Самое правильное — строитьсистему безопасности комплексно.
Спутниковые и GSM системы контроля транспортных средств доказали своюэффективность и уже работают во всем мире. В Москве, например, одна фирма, использующая данную технологию, зачетыре года возвратила своим клиентам имущество на $15 045 000. Сегодня только эти системы автоматическипредоставляют информацию о местоположении автомобиля в любой тревожной ситуации (ранее не было никакойвозможности это осуществить) — и это имеет неоспоримую ценность для потребителя. Особенно при стоимостибортового комплекта около 4000 грн., в отличие от 2500-4000 долларов два-три года назад. И стоимости услуг в30-50 долларов в месяц. Это относительно небольшая плата за дополнительный фактор безопасности и спокойствия.
А еще через некоторое время  устройства станут более дешевыми, а услуги массовыми и, следовательно,более доступными.

 

F+S выражаетблагодарность
генеральному директору
Агентства экономической безопасности «Галактика» (г.Львов)
Владимиру Коваленко
за гостеприимство,  оказанное нашему корреспонденту,
работавшему надматериалом

По теме

GPS— спутниковая навигационная система для определения местоположения любых точек, эксплуатируемая иуправляемая Министерством Обороны США, предоставляющая услуги, как военным, так и гражданскимпользователям.
В настоящее время в околоземном космическом пространстве находится 24 спутника (SVs)NAVSTAR.
Каждый спутник передает радиосигналы, которые имеют уникальные идентификационные коды.Высокоточные атомные часы на борту спутников управляют генерацией этих сигналов и кодов.

Управление GPS
Министерство Обороны США управляет системой с помощью четырехназемных станций управления — главная станция и три станции управления потоками данных. Пользователи GPS
GPS сигналы используются как гражданскими, так и военнымипользователями. Любой пользователь, имеющий GPS приемник, может использовать GPS сигналы.
В начале, GPSприемники использовались в основном для определения местоположения и навигации. Теперь GPS приемникииспользуются для решения разнообразнейших высокоточных задач на земле, в небе и на море. Спутниковые сигналы
и GPS приемники

Каждый спутник передает двауникальных кода. Первый и более простой код называется C/А (грубым) кодом. Второй код называется P (точным)кодом. Этими кодами модулируются две несущих волны L1 и L2. L1 несет C/А и
Р-код, а L2 несет толькоР-код.
GPS приемники подразделяются на одночастотные и двухчастотные. Одночастотные приемники принимаюттолько несущую L1, а двухчастотные и L1, L2.

Кодовые и фазовыеизмерения
Координаты вычисляются методом трилатерации после определения дальности до каждоговидимого спутника. Дальности определяются по коду или фазе несущей.
Между генерацией кода в спутнике иприемом его GPS антенной проходит определенный период времени. Кодовые измерения позволяют определить этотпромежуток времени, и умножив его на скорость света, мы получим дальность до спутника.
GPS приемникигеодезического класса измеряют фазу в пределах цикла несущей. Длины волн L1 и L2 известны, поэтому дальностидо спутников можно определить, добавив фазовый домер к общему числу длин волн между спутником иантенной.
Определение полного числа циклов несущей (длин волн) между антенной и спутником называетсяразрешением неоднозначности — поиском целого значения числа длин волн. Для измерений в режиме с постобработкой(РР), который используется для определения местоположения с точностью на уровне сантиметра, это целое значениеопределяется во время обработки на компьютере. Для измерений в реальном времени, которые используются дляопределения местоположения с точностью на уровне сантиметра, это целое значение определяется в течениепроцесса называемого инициализацией.

 F+S # 2(8)2004